Идея, что школьники должны стать философами, подвергнется насмешкам как со стороны директоров школ, учителей, родителей, так и со стороны философов. Если последние просто усомнятся в том, что дети способны заниматься философией, то остальные, едва с нею знакомые, а то и вовсе ничего в ней не понимающие, заявят, что это просто бессмысленно.
Но как же далеки они от истины. На самом деле, нет ничего более важного для будущего благополучия наших детей и общества в целом, чем научить их быть философами.
Я не утверждаю, что мы должны учить детей философии так, как это принято в университетах. Подросткам не нужно копаться в диссертациях о теории идей Платона или о категорическом императиве Канта. (Такого рода исследования тоже ценны и должны как-то включаться в школьную программу, но сейчас не об этом). Философия, которую я имею ввиду, помогает детям стать лучшими гражданами, превращая класс в то, что Джон Дьюи называл «общество в миниатюре».
Чтобы понять, почему это важно, просто посмотрите на состояние дискурса вокруг последних президентских выборов в США. По всем вопросам от расизма, экономического неравенства, местного и международного терроризма до изменения климата очевидна полная неспособность кандидатов и их партий вести плодотворный публичный дискурс. Вот живой пример того, как страдаем от отсутствия этого навыка мы, взрослые.
Посмотрим, что показали исследования в сфере политической поляризации общества Pew Research Center’a в прошлом году: «Противостояние республиканцев и демократов по идеологическим причинам и взаимная антипатия глубже и шире, чем в любой другой период за последние два десятилетия. Эта тенденция находит многочисленные проявления как в политике, так и в повседневной жизни».
Я думаю, что большинство из нас осознает, что жизнь в обществе - это постоянный поиск компромисса. По крайней мере, большинство поддерживает мысль, что критическое мышление и эффективная коммуникация - это залог общественного благополучия. Чем старше мы становимся, тем менее мы открыты всему новому, в том числе чужим доказательствам и доводам, но мы можем и должны воспитывать в наших детях эти добродетели, начиная со школьной скамьи.
«Легче вырастить здоровых детей, чем чинить потом поломанных взрослых» - сказал однажды Фредерик Дугласс по другому поводу. Но руководствуясь именно этим принципом, мы должны научить своих детей быть философами.
Сейчас люди употребляют слово «философия», чтобы рассказать о чем-то вроде стиля жизни. Например, Билл Беличик может рассказать что-то о философии тренировок по футболу, а рэппер Дрейк о философии «живем только раз». Но академическая философия - это гуманитарная дисциплина, нацеленная на анализ различных теорий мироустройства.
Основное внимание в философии уделяется тому, чтобы научиться задавать вопросы, ведь, как сказал Сократ, философия начинается с удивления, то есть непонимания. Мы задаем вопросы не только самим себе, но и тем, кто нас окружает. Философия действительно требует много времени на личные размышления, но, как писал в своем эссе «Образовательная роль философии» покойный американский философ Мэтью Липман: «Философия может начинаться с удивления, то есть непонимания, а иногда и с мудрости, но дальше она неминуемо требует предпринять какие-то действия. И обычно эти действия принимают форму диалога».
Диалог - это основа всего, так как только в нем могут быть оспорены наши предположения, суждения и выводы. А это подталкивает нас к тому, чтобы мыслить лучше. И именно пытаясь мыслить лучше, участвуя в интеллектуальном диалоге, наши дети могут стать полноценными членами общества.
Преподавая философию студентам в Колумбийском университете в 1960-е, Липман увидел, что его студенты страстно хотели изменить мир, но были неспособны рассуждать логически и здраво. Кроме того, ему стало очевидно, что университет - это уже немного поздно для того, чтобы наконец научиться правильно мыслить, и поэтому создал движение «Философия для детей» (P4C).
К началу 1980-х годов результаты новой учебной программы Липмана стали впечатляющими, но еще более важным было то, что дети, как оказалось, жаждут заниматься философией. Впервые было доказано на практике, что дети могут стать, в определенном смысле, философами. Дети на самом деле являются естественными философами, как утверждал Стивен Лог. Липман же отметил в своем эссе: «Те, кто вовлечены в философский дискурс о философских проблемах, хоть еще и не обладают проницательностью специалистов, могут тем не менее по-настоящему заниматься философией, даже если они еще очень и очень молоды».
Последователи Липмана развивали его педагогическую концепцию «Философия для детей», но основной фокус всегда сохраняется на диалоге. В этом диалоге дети становятся подмастерьями философа, обучаясь мастерству на практике. Работа учителя состоит в том, чтобы направлять рассуждения учеников, следить за качеством их рассуждений и поддерживать диалог на началах равенства и взаимного уважения.
Школьная программа в Америке может стать чашкой Петри, в которой будет выращен многообещающий и устойчивый подход к жизни в нашем все более и более разнообразном обществе. Участвуя (да и получая от этого удовольствие!) в обсуждениях, в которых философы отстаивают свои позиции, наши дети смогут по-новому оценить бесчисленные проблемы в социальной и политической жизни и, насколько возможно, уважительно вести диалог с теми, кто с ними не согласен.
Если мы не можем превратить второклассников в сократов, наши дети, может быть, и смогут заработать себе на жизнь, но вот создать гражданское общество у них не получится.
Оригинал статьи на английском языке доступен по ссылке: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2016/02/03/why-kids-now-more-than-ever-need-to-l...