Если бы я был самым главным человеком в высшем образовании, хоть такой должности и не существует в природе, я бы потребовал, чтобы у каждого студента был один обязательный курс по философии. А если бы я был самым-самым главным человеком, то я бы потребовал, чтобы все студенты брали по два курса философии - один в течение их первого года обучения в университете, а второй перед окончанием.
На первый взгляд это требование может показаться странным, особенно от меня. Я - психолог, если брать более широко, то я занимаюсь социальными науками, я не философ и не гуманитарий. И что еще более печально, я сам никогда не изучал философию.
Я стал размышлять о философии в связи с двумя недавними событиями. Год назад Mills College закрыл прием на специализацию по философии и включил ее в междисциплинарную специализацию - один из многих примеров того, как все больше университетов упраздняют специализацию в гуманитарных областях. Что касается позитивных моментов, то в январе этого года Johns Hopkins University получил пожертвование в 75 млн долларов на развитие своего философского факультета. Мне пришло в голову, что эти деньги было бы хорошо использовать на разработку новых востребованных курсов по философии, которые пошли бы на пользу и факультету, и студентам.
Те курсы, которые были бы востребованными, на мой взгляд, даже не будут содержать слово «философия» в своем названии, хотя преподавать их должны специалисты именно из этой области. На самом деле, кроме как в исключительно гуманитарном контексте, я бы вообще избегал этого слова, потому что оно может спугнуть некоторых студентов (и более того, их родителей) и ввести в заблуждение остальных («Это что-то о моей личной философии жизни?»).
Наоборот, я бы назвал эти обязательные курсы как то вроде «Самые важные в жизни вопросы». Каждый студент первого курса должен был бы выбрать себе курс из списка с такими названиями: «Вопросы идентичности» (Кто я такой? Кто мы такие?) «Вопросы цели» (Почему мы здесь? Зачем это все?) «Вопросы добра и зла» (Что такое правда? Что такое красота? Что такое мораль?) «Вопросы существования» (Что значит жить? А что значит умирать? Что вообще значит быть? Или не быть?)
Вот такие вопросы!
Более того, я бы начал разговор об этом с индивидуальных или коллективных ответов самих студентов на «самые важные в жизни вопросы». Но, и это главное, не остановился бы на этом.
Напротив, я бы помог студентам понять, что мыслящие люди задавали себе эти вопросы и находили на них ответы на протяжении тысячелетий в разных культурах и эпохах. Некоторые из их ответов на эти вечные загадки человеческой жизни были очень глубокими, но они же вызывали и ответную критику.
Я хочу, чтобы студенты оценили, как важен этот разговор сквозь время и пространство и то, что они могут и должны к нему присоединиться. Но им следует делать это сдержано и с уважением, основываясь на том, что было осмыслено и сказано прежде.
Есть две главные причины требовать от студентов начинать и заканчивать свое образование с философских вопросов. Во-первых, учебные дисциплины, несмотря на все свои недавние изменения, родились благодаря тому, что человеческие существа стремились понять, как устроен мир - от того, как двигаются звезды до душевных терзаний. Самый лучший путь понять всю широту человеческого знания это пройти теми же самыми путями, которыми шли наши предки, размышляя о тех же самых проблемах. Во-вторых, большинство из нас только в подростковом возрасте становится способным размышлять о различных областях знания и их взаимосвязи.
Философский метод чтения, мышления и спора стали бы хорошей базой для четырех лет в колледже в независимости от того, назовем мы этот курс словом на букву «ф» или нет.
На втором или третьем году обучения факультетские преподаватели могли бы обращаться к философии в том ключе, который доступен для их специальности. Учите ли вы поэзии, психологи или физике, вы должны быть способны говорить о тех идеях, которые лежат в основе вашей дисциплины, о том, как эти идеи менялись или оставались неизменными, и как они соотносятся с идеями из других областей знания как смежных, так и отдаленных.
Чтобы заниматься этим, преподаватели не должны быть философами точно так же, как философы могут не быть специалистами в других областях знания. Но все профессора должны быть способны (точнее должны хотеть быть способными) объяснить, в каком контексте существует их дисциплина. Представьте, какими бы вдохновляющими и мотивирующими были бы такие беседы от курса к курсу, от дисциплины к дисциплине.
На последнем году обучения философские вопросы снова должны стать обязательным курсом, который преподают сами философы. Но на этот раз студенты занимались бы непосредственно философией, используя философские тексты, как касающиеся вечных философских вопросов, так и современных. Например, фундаментальные труды о справедливых и несправедливых войнах, человеческом и искусственном интеллекте, биоэтике, природе сознания.
Цель - снабдить выпускников философским инструментарием, которым они могли бы пользоваться всю свою жизнь.
В Mills College закрытие отделения философии понизит вероятность того, что студенты смогут преуспеть в развитии критического мышления, которое было отличительной чертой философского мышления с античных времен. Их студентам будет гораздо сложнее разобраться в различных областях знания и понять, как они связаны между собой. Щедрое пожертвование в Johns Hopkins University должно означать, что больше выпускников будут вооружены мощными инструментами познания, которые сослужат им хорошую службу в работе или развлечениях.
Будет очень печально, даже трагично, если не такие богатые учебные заведения решат изгнать философское мышление из своих стен. Главы этих заведений наоборот должны стремиться с помощью квалифицированных преподавателей философии вводить базовые курсы по философии для первокурсников и завершающие курсы по синтезу для выпускников.
На самом деле еще в девятнадцатом веке существовала традиция, когда глава колледжа в конце обучения читал обобщающий курс для выпускников. Задумайтесь о том мощном послании, которое сделал бы глава колледжа, доказывая важность философии и для начинающих, и для завершающих учебу. Такая инициатива могла бы в итоге привлечь многомиллионные пожертвования.
Говард Гарднер, профессор в области познания и образования The Harvard Graduate School of Education, автор многочисленных исследований и книг по теории интеллекта, в том числе бестселлера, переведенного на десятки языков, «Структура разума. Теория множественного интеллекта».
Оригинал статьи на английском языке доступен по ссылке: https://www.chronicle.com/article/Why-We-Should-Require-All/243871