Почему подростки – прирожденные философы?

Почему подростки – прирожденные философы?

"Kafka and his kind" размышляет о роли философии в жизни современных детей, подростковой рефлексии и субъектности, и объясняет, почему считает подростков прирожденными философами.


Познай самого себя


В одном из своих интервью психолог Людмила Петрановская довольно точно заметила, что подростковый возраст отличается тем, что ребенок перестает быть ребенком. При этом подросток оказывается в весьма сложной ситуации, когда окружающие ожидают от него одновременно, что он будет “таким же управляемым, как ребенок, но при этом столь же разумным, как взрослый”. К этому можно добавить, что, как правило, именно в подростковом возрасте у ребенка происходит и наиболее чувствительное столкновение с самим собой. В процессе сепарации у подростка неизебжно возникает запрос на формирование собственной позитивной идентичности, потребность ответить на древнейший философский призыв “познай самого себя”.

“Послушай же меня и того, что начертано в Дельфах: познай самого себя” - с такими словами в одном из самых известных диалогов Платона обращается философ Сократ к Алкивиаду – молодому афинскому государственному деятелю и полководцу, объясняя ему, что лишь занимаясь самопознанием человек может ответить самому себе на вопрос о том, кто он такой, что в нем есть хорошего и плохого, как стать совершеннее и принести пользу обществу. В той или иной степени эти вопросы самопознания очень близки современным подросткам. И это одна из причин, позволяющих говорить о них, как о прирожденных философах. Важную роль для стимулирования поисков ответов на эти вопросы может играть комфортная среда, в которой подростки могли бы найти интеллектуальных партнеров для философского общения - своих сверстников.


Философия для детей?


Подобные практики философского развития детей младшего возраста и подростков уже довольно давно получили свое развитие во многих западных странах и были включены в школьную программу. Например, одной из знаковых фигур в развитии философии для детей считается Мэттью Липман, профессор Колумбийского Университета, который в 1970-е годы основал движение “Philosophy for Children” (часто встречается аббревиатура “P4C”). Свою основную задачу Липман видел в развитии у детей навыков критического мышления и рассуждения путем преподавания логики с раннего возраста. Многие исследования в сфере образования подтверждают, что дети, начавшие практиковать философию в школе, показывают впоследствии лучшие академические результаты, им свойственна более высокая самооценка и более развитое чувство эмпатии.

Другим примером развития философии для детей может служить подход французского писателя, директора Парижского института практической философии и эксперта ЮНЕСКО Оскара Бренифье, который использует метод сократического диалога с детьми. Бренифье предлагает детям различные вопросы для обсуждения и стимулирует их к поиску самостоятельных ответов на них. По его мнению, это подталкивает детей к тому, чтобы мыслить и рассуждать самостоятельно, а не довольствоваться готовыми ответами взрослых. Благодаря этому они учатся независимости и ответственности за свои суждения и поступки. Многие книги Оскара Бренифье в последние годы были переведены и на русский язык.

В России философия для детей и подростков на институциональном уровне по-прежнему представлена довольно слабо, хотя в последнее время посвященных этой теме независимых проектов становится больше. Одним из таких примеров может служить наш собственный Философский клуб для подростков “Kafka and his kind”, который мы создали ещё в 2017 году. За эти шесть лет мы познакомились с десятками подростков в возрасте от 10 до 17 лет. У них разные интересы, абсолютно разный бэкграунд, среди них встречаются, как любители естественных наук, так и творческие натуры, любители книг и поклонники аниме, те, кто хорошо успевают по школьным предметам, и те, кто уделяют оценкам не слишком большое внимание. Но всех их объединяет желание задавать вопросы.


Глупых вопросов не бывает


“Знание рождается только путем новых и новых открытий, путем беспрестанных, нетерпеливых, безостановочных поисков, которые люди ведут в этом мире, взаимодействуя с ним и друг с другом” - справедливо заметил в 1970 году бразильский психолог, педагог и философ Паулу Фрейре. Противоположностью этому подходу он считал так называемую “банковскую” модель образования. Её суть заключается в том, что роль обучающихся сводится к получению, хранению и систематизации информации, полученной от учителя, подобно банковской ячейке. Эта модель не предполагает обратной связи, взаимных вопросов и совместного поиска решений поставленной проблемы. Многие дети сталкиваются как раз с такой моделью образования.

При этом как раз сегодня для детей, перенасыщенных информацией, как в школе, так и за её пределами, возможность обсудить с кем-то полученные данные и связать их со своим собственным жизненным опытом просто необходима для того, чтобы разобраться в самих себе и окружающем мире. Подростки открыты для обсуждения самого широкого спектра вопросов – от проблем свободы и ответственности до философии истории и искусства, от рисков, которые несет в себе общество пост-правды и виртуализация повседневности, до философии права и международных отношений. 

Задача философских занятий с подростками заключается не в том, чтобы дать им готовый ответ, а в том, чтобы создать пространство для качественного диалога между ними, в котором взрослый играет роль медиатора, предлагает для обсуждения определенную философскую проблему или теорию и задает направление дискуссии. Порой именно такие диалоги нужны подросткам для того, чтобы услышать собственные мысли, произнесенные вслух.

За время существования философского клуба мы пробовали разные форматы работы – вели с подростками сократические диалоги, предлагали писать короткие философские эссе, обсуждали прочитанные книги, художественные фильмы и аниме. Подростковая рефлексия даёт возможность использовать в качестве повода для философских обсуждений практически что угодно, что так или иначе находит отклик в самих детях. 

Для того, чтобы поговорить с ребенком о чувстве долга и ответственности совершенно необязательно начинать с категорического императива Канта, можно начать с “Навсикаи из долины ветров” Миядзаки. К философии сознания и свободы воли Дэниела Деннета путь может лежать через научно-фантастическую мангу “Призрак в доспехах”. К обсуждению работ Ханны Арендт о “банальности зла”, насилии и тоталитаризме можно прийти через разговор о “Повелителе мух” Уильяма Голдинга. Страсть к рисованию может стать отличным поводом для разговора о философии искусства и первым шагом к обсуждению размышлений Хосе Ортеги-и-Гассета на тему эстетики распада в искусстве модерна. Точек входа в пространство философии для подростков огромное количество и лучший способ для того, чтобы найти подходящую – создать условия, в которых ребенок сам задаст вопрос, не боясь, что его сочтут глупым.


Философия как повседневная практика


В одном из своих писем древнегреческий философ Эпикур писал: “Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно”. С этим утверждением довольно трудно поспорить, поскольку философия чем-то напоминает шахматы, которыми можно заниматься в любом возрасте. Но для подростков философия может оказаться особенно важным занятием.

Создавая философский клуб, мы стремились не столько рассказать подросткам о философии, сколько сделать их активными участниками философского дискурса, показать, что философские практики могут быть частью повседневной жизни. Пожалуй, одним из ярких примеров того, как это работает может служить книга “Как быть стоиком” известного американского философа и биолога Массимо Пильюччи. 

И, хотя философия не может заменить собой математику и естественные науки, она может помочь подростку нащупать связь с окружающим его миром и развить в себе субъектность – способность быть активным участником социального действия. Иными словами, дети, практикующие философию, имеют возможность более осознанно воспринимать окружающую действительность и увереннее находить свое место в ней.

философия подростки уверенность в себе свобода
Избранные посты
Недавние посты
Архив
Февраль 2024 г. (1) Сентябрь 2020 г. (1) Октябрь 2018 г. (1) Сентябрь 2018 г. (1) Июль 2018 г. (2) Июнь 2018 г. (1) Апрель 2018 г. (2) Февраль 2018 г. (1) Январь 2018 г. (1) Декабрь 2017 г. (2) Октябрь 2017 г. (3) Сентябрь 2017 г. (4) Январь 1970 г. (1)
Поиск по тегам
Мы в соцсетях