Делает ли культура нас более гуманными? Является ли страсть признаком несовершенства? Нужно ли вам знать, что такое справедливость, чтобы определить несправедливость? Это лишь некоторые из вопросов, на которые пришлось отвечать выпускникам на этой неделе на обязательном экзамене по философии в школах по всей Франции.
После того, как эти вопросы опубликовала у себя в твиттере корреспондент AFP, поднялась дискуссия: должны ли британские школьники заниматься философией? В Великобритании уже существует довольно большое движение в поддержку философии и философии для детей (P4C, Philosophy for children), которое привлекает к себе все больше и больше внимания в последние два десятилетия. В 2015 году Фонд содействия развитию образования даже опубликовал результаты нескольких исследований, доказывающих, что философские беседы между учениками способствуют небольшим улучшениям в освоении чтения и математики в начальных школах.
Достаточная ли это причина для того, чтобы заниматься философией? Вполне возможно, что нет. Улучшения были незначительными, так что возникает пара вопросов. Во-первых, несомненно, должны быть другие способы добиться большего прогресса в чтении и математике. А следовательно, если они имеются, то почему бы ими и не ограничиться, если наша цель именно в улучшении чтения и математики?
Это приводит меня ко второму вопросу: а та ли это причина, по которой мы захотели бы учить философии в школах? Стивен Горард, один из ученых, участвовавших в этом исследовании, сказал, что, возможно, самым полезным выводом из этих результатов является то, что изучение философии в школе не вредит успеваемости. Исследование Фонда содействия развитию образования, таким образом, доказывает, что нет причин не заниматься философией. Но есть ли причины, чтобы заниматься ей?
Журнал «Философия в школах» недавно опубликовал новый специальный выпуск, в котором приводятся серьезные аргументы за то, чтобы философия была включена в программу обязательного школьного образования. Среди прочего, в номере есть статьи, посвященные тому, что философия готовит людей к этическим проблемам, с которыми сталкивается в своей жизни человек, а также тому, как философия улучшает мыслительные способности ребенка.
Кроме этого в нашей системе образования есть несколько слабых мест. Одно из них это потребительская модель обучения, когда школьников приучают относиться к образованию только с утилитарной точки зрения. Попадая в университет, их интересует только один вопрос: «Скажите, что конкретно я должен знать, чтобы сдать то, за что я плачу деньги». Философия дает возможность мыслить просто ради самого процесса мышления.
Демократия дает человеку право голоса. Но мы часто забываем о том, что право голоса мы получаем вместе с обязанностью использовать его ответственно и с уважением к остальным. Мы должны уважать друг друга, разум и факты. Занятия философией (когда они сделаны качественно) в группах помогают ученикам осознать, что такое иметь право голоса. В общем, философия учит думать не только о самом себе, она учит ответственности.
Философия также использует и стимулирует критическое мышление. В эпоху «пост-правды», «альтернативных фактов» и фейковых новостей, детям нужны инструменты, чтобы разобраться в этом все более запутанном и насыщенном информацией мире. Мыслительные способности, подкрепленные занятиями философией, дают ученикам то, что я люблю называть «детектор для сомнений», то есть понимание того, когда мы должны задаться вопросом: «А чем это доказано?» или когда мы должны сами проверить факты.
Если мы считаем, что преподавать философию в школах хорошо, то мы должны подумать и о том, как именно ее нужно преподавать. Чтобы достичь тех целей, что я обозначил выше, философия не должна сводиться к экзаменам о том, что сказал Платон (я называю это скорее историей философии, чем собственно философией). Но не стоит так же сводить философию просто к обмену мнениями (так происходит, когда учитель просто говорит: «В философии нет верных и неверных ответов»). Если и преподавать философию в школах, то преподаватели должны быть хорошо подготовлены, а программа достойно составлена.
Я обратился к Дэвиду Лилу из Оксфорда, чтобы обсудить, почему с 2008 года Оксфорд не признает показатели A-level по философии (итоговый аттестат для тех выпускников британских школ, которые планируют поступать в ВУЗ) как показатель знаний по философии. Просить учеников назвать три недостатка релиабилизма, как это происходит для A-level, это не занятия философией. Оксфорд вместо этого задает свои собственные вопросы, например: «Красота в глазах смотрящего?» (очень похожие на те, что задают ученикам во Франции). Это тот тип вопросов, для ответа на которые вы действительно должны думать и думать самостоятельно.
Питер Уорли, со-учредитель The Philosophy Foundation и приглашенный научный сотрудник King’s College London.
Оригинал статьи на английском языке доступен по ссылке: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jun/20/school-british-pupils-philosophy