Вопрос о том, как безопасно вернуть в школы наших детей, по понятным причинам беспокоит родителей, педагогов и правительство. А поскольку разница между предлагаемыми системами (полностью удаленный формат или с частичным посещением школы) вполне может стать для кого-то вопросом жизни и смерти, мы должны опираться на научные данные.
Однако, вопрос «как» запустить систему обучения для 1,1 миллиона учащихся государственных школ Нью—Йорка - не единственный вопрос, который нам нужно задать самим себе. Два других вопроса о школьном образовании, над которыми мы должны задуматься, - это то, чему учить и зачем. И поскольку от ответов на эти вопросы зависит качество жизни наших детей, мы не должны забывать о философии.
Ученикам нужно научиться думать. Это может показаться очевидным, но в школе большинство учеников учатся не тому, как думать, а тому, что думать. Вместо того, чтобы тренировать свой ум, задумываясь, как стать настоящим человеком, они быстро усваивают совсем другие ценности: запомнить то, что от них ожидается, рассказать это учителю и пройти очередной тест.
Вместо того, чтобы рассматривать школу как безопасное пространство, где можно размышлять о самом важном, большинство учеников рассматривает школу как чистилище, через которое они просто должны пройти прежде, чем они займут свое заранее определенное место в игре, где успех измеряется деньгами. Позволить такому цинизму пустить корни - значит не воспитывать молодых, а обеднять их.
Обучение мышлению начинается с осознания того, что самые интересные и важные вопросы в жизни не черно-белые, а серые, они не решаются с помощью поиска в Google или запроса Siri. Они всегда остаются открытыми. Это означает не только то, что на них можно ответить несколькими, часто противоречащими друг другу способами. Но и то, что эти ответы поставят перед нами лишь множество новых вопросов.
Это так называемые «большие вопросы»: «Что справедливо?», «Есть ли у нас свобода воли?» и «Что такое правда?». Но довольно быстро они превращаются в куда более острые вопросы: «Где пределы принуждения со стороны государства? », «Есть ли у меня право на жилище? » и «Какова цель образования? »
Это философские вопросы. И это те вопросы, которыми люди задаются так или иначе в течение многих веков. Разные ответы на эти вопросы, которые давались в разное время и в разных местах, сформировали нашу историю и нашу культурную идентичность. Ответы, которые мы считаем верными, придают смысл нашей жизни, определяя выбор, который мы делаем для себя, для собственной семьи и нашего общества в целом. Ответы, которыми мы пытаемся руководствоваться в жизни, определяют, как мы справляемся со своими неудачами и как переживаем смерть. Именно задумываясь над этими фундаментальными вопросами, люди учатся жить.
Как известно каждому родителю, философские вопросы естественны для детей. Им все ново в этом мире, дети не могут не задаться вопросом, кто они такие сейчас и кем они могут стать. Они отчаянно пытаются понять, что возможно, а что нет, и почему.
Нам нужно вдохновлять их на познание того, какова человеческая природа. Такой философский поиск доставляет удовольствие, но помимо этого они разовьют критическое мышление, эмоциональный интеллект, будут с уважением относиться к разным точкам зрения. Изучая философию, они станут лучше понимать математику и литературу.
Зная, как ценно и полезно давать молодым умам время и пространство для роста, хорошо, чтобы в каждой школе был свой философ. Он мог сопровождать учащихся в их философских размышлениях. Мы должны разрешить детям задаваться вопросами, имеют ли животные права, могут ли роботы быть людьми и нужно ли упразднить тюрьмы. Мы должны побуждать их формулировать осмысленные ответы и учить внимательно слушать даже тех своих одноклассников, с кем они не согласны.
Но вместо того, чтобы делать такие беседы ключевым элементом образования наших детей, мы слишком часто отметаем их важные вопросы как не относящиеся к делу и отвлекающие их от уроков, которые, как мы легкомысленно полагаем, им просто необходимо выучить. Неудивительно, что по мере взросления дети задают эти важные вопросы все реже и реже.
И это приводит нас к самой важной причине, по которой нам нужна философия в школе: чтобы, когда наши дети вырастут, они были меньше похожи на нас. Большинство людей сегодня сталкивается с философией только в университете, если вообще сталкивается, что, конечно, объясняет, почему так много взрослых не умеют размышлять. А если бы могли, то, возможно, мы все жили бы более счастливой и полноценной жизнью, чем сейчас.
Если бы мы научились рассматривать альтернативы и принимать самые разные взгляды на то, как устроена жизнь, то, возможно, это позволило бы нам уважительно обсуждать друг с другом самые спорные вопросы. Если бы в детстве нас хвалили каждый раз, когда мы по-настоящему задумались о разнице между желаниями и потребностями, то, возможно, Нью-Йорк и его школьная система, за которую мы сейчас в ответе, не были бы такими несправедливыми.
Наша молодежь, особенно школьники, не настолько эгоцентрична, чтобы не понимать, что нынешнее положение вещей не только неприемлемо, оно катастрофично. Появление коронавируса и его ужасные последствия в сочетании с социальными протестами после убийства Джорджа Флойда, подпитываемыми столетиями страданий и угнетения, навсегда изменили взгляды современных детей. Они ищут чего-то лучшего, более справедливого, чем город и жизнь, которые они от нас унаследуют. Нам нужно дать им инструменты, с помощью которых они поймут, что все могло бы стать лучше, а также уверенность, чтобы двигаться вперед. От этого зависит их жизнь.
Оригинал статьи: https://www.gothamgazette.com/opinion/9696-save-our-school-children-give-them-philosophy?fbclid=IwAR...