Философия, да ещё и для подростков в XXI веке звучит довольно странно. Соавтор проекта Kafka and his kind историк Дина Куркова размышляет о том, что подросткам приносит философский клуб и как философия помогает родителям и взрослеющим детям находить общий язык.
Философии нет в российской школьной программе, поэтому и нам самим, и родителям, и даже подросткам из нашего клуба часто приходится отвечать на вопрос: «Вам репетиторов мало? Зачем вам философский клуб?»
На самом деле отдельные темы по философии, конечно, входят в школьный курс обществознания. И многие наши участники потом действительно легче решают и олимпиадные задачи, и соответствующие задания из ЕГЭ. Но это скорее побочный эффект, а не главная цель клуба, который существует уже шесть лет. Настоящие причины совершенно другие, вот о них мы и хотели поговорить.
Поговорить. Именно это слово часто используют родители, когда объясняют, что поменялось с того момента, как подросток стал заниматься философией. «Теперь есть, о чем поговорить!» «После занятия стал рассказывать... и еще долго вместе обсуждали!» Сегодня мы много слышим о важности сепарации подростков. Замкнутость («стал, как ёж»), отсутствие общих тем для разговора, сведение всех контактов между родителями и подростками к кратким обсуждениям бытовых вопросов («Ты поел? Ты когда спать лег?») обычно трактуются как неизбежные проявления сепарации. Но она ли это?
Порой общение с родителями сворачивается быстрее, чем фактический переход подростка к принятию даже самых базовых самостоятельных решений. Многие семьи сталкиваются с тем, что к окончанию школы (времени, когда общество ожидает от ребенка принятия «больших решений» о своем будущем) подростку трудно что-то решить самостоятельно. Оказывается, что сепарация детей в современном мире идет довольно медленно (и это как раз нормально), а вот общение нарушается очень рано. Но почему?
Уже в начальной школе и родители, и дети могут испытывать дефицит тем для общения. Миры детей и взрослых расходятся. Не каждый взрослый согласен «опускаться» до вдумчивого обсуждения интересных ребенку тем (ведь это зачастую связано с компьютерными играми, YouTube-блогерами и подобным сюжетам, которые в обществе считаются «низким жанром»), но и не каждый ребенок готов бесконечно обсуждать учебу. Легкие времена дошкольной болтовни ни о чем и обо всем одновременно остались в далеком прошлом. На смену им часто приходит молчание.
Но в то же время, именно к 11 - 12 годам ребенок начинает активно интересоваться тем, что происходит в большом мире. Его социальный опыт уже обширен: он многое повидал сам, о многом прочитал, новости все настойчивее проникают в его жизнь. Но в нашем обществе традиционно некоторые темы табуированы для бесед с детьми. Нос не дорос. Политика - грязное дело, международные отношения - цинизм, экономика - поди разберись, философия - демагогия. Штампов, которые мешают разговору состояться, много. Но точно ли нужно им поддаваться?
Может быть, школа лучше поговорит об этом с ребенком? Несомненно, так или иначе школьный курс охватывает эти темы. Однако обычно на уроках нет времени для свободного обсуждения, для того, что привязать опыт прошлого к современности, актуализировать его. История часто превращается в бесконечную череду фактов, а обществознание становится калейдоскопом мало связанных между собой тем.
Но самое печальное, что, отдавая эти разговоры на откуп школе, мы теряем возможность поделиться с ребенком опытом семьи. Разобраться в каком-то не очевидном (иногда и для нас самих) предмете, поразмышлять вместе над устройством мира, порефлексировать о его несовершенстве или наоборот красоте. Такие разговоры помогают, не скатываясь в быт, перейти к абстракции, использовать те слова, которые обычно лежат у нас без дела, а для детей могут быть сложными, но необходимыми. Это возможность и для ребенка, и для родителя выступить на равных в диалоге, не ожидая идеального ответа от взрослого, и не опускаясь до примитивных тем.
Философский клуб зачастую дает семье через подростка импульс, позволяющий понять, что его интересует, что важно обсудить. А точнее, как сформулировать проблему, о которой можно было бы поговорить. Интуитивно каждый постоянно ощущает эти философские вопросы. Ведь сама жизнь нас (даже самых юных) каждый день неминуемо наталкивает на вопросы о справедливости, идеальном (а скорее неидеальном) устройстве мира, пределах свободы, добре и зле, мыслях о том, что есть истина и правда и т.д.
Возможность свободно без осуждения и назидания рассуждать об этих проблемах на примерах из прошлого и настоящего позволяет развить абстрактное мышление, свободно пользоваться мысленными моделями, прогнозировать и строить сценарии на простом уровне, что в итоге парадоксальным образом и приводит к настоящей сепарации. Ведь самостоятельность подразумевает постоянный выбор, риск ошибиться и ответственность за ошибки, невозможность слепо полагаться на мнение других и прогноз, к чему приведет тот или иной поступок. Без регулярной практики такого самостоятельного, аналитического мышления сепарация может казаться пугающей и сводиться к бунту в чисто бытовых вещах.
Философский клуб помогает настроить связь между взрослеющим ребенком и родителем, потому что дает подростку нужные слова и возможность сформулировать актуальную для него проблему. А родителю становится легче найти контакт с ребенком, который сам может пригласить взрослого к беседе.
Философские вопросы хороши тем, что на многие из них нет единственно правильного ответа. Каждый из собеседников может остаться при своем мнении, но быть услышанным, а главное получить возможность познать самого себя, ведь именно в этом видели основную задачу философии еще античные мыслители.